Педагогика Дьюи и ее ключевые принципы

Известность американского мыслителя Джона Дьюи касается не только сферы педагогики. Помимо педагогической славы Дьюи добился немалых успехов в областях экономики и философии. Разумеется, нам, родителям, в первую очередь интересны великие открытия выдающегося американца в области воспитания и развития ребенка. Итак, в чем же заключается сущность педагогических идей Джона Дьюи, и каким образом эти идеи применимы в современной педагогике?


Предтечей становления педагогики Дьюи стало философское течение американца Чарльза Пирса под названием «прагматизм». В конце XIX – начале XX века данная концепция проникла в воспитательно-образовательную сферу, породив такую область, как педагогика прагматизма. Сущность прагматической педагогики заключалась в признании практики в качестве первичной основы учебы и воспитания. Теоретические знания при этом отодвигались на далекий второй план. Джон Дьюи, будучи ярым сторонником педагогики прагматизма, открыл в ней новую область, получившую название педагогики инструментализма.

педагогика ДьюиВ целом, педагогика Дьюи основывается на следующих положениях:

  • Первичной ценностью педагогического процесса являются интересы ребенка. Именно направляя на истинный путь интересы и увлечения воспитанника можно развить сильную и мотивированную личность. Обучение результативно лишь тогда, когда находит отражение внутри ребенка.
  • Опыт важнее мышления. Данное положение всецело отражает идеи прагматизма, поскольку опыт формируется при выполнении определенных действий, а не в ходе изучения объектов и явлений. Мышление же, стимулирующее умственную активность, направленную на поиски результирующего решения той или иной проблемы, может стать препятствием обыденного функционирования детского организма. Согласно теории Дьюи, главным принципом обучения должно быть опытное познание. Джон Дьюи указывал на то, что текущие системы образования передают ученикам огромный объем теории без дальнейшей практической применимости.  Основной концепцией системы Дьюи стало обучение ребят навыкам решения проблем, которые нередко встречаются в повседневном быту.
  • Обучение может считаться ценным только в том случае, когда приносит практическую пользу. Иными словами, процессы обучения и воспитания строятся не на передаче детям объемной теории, а в процессе постоянного выполнения практических задач. Именно такая работа способствует формированию мировоззрения и адаптируют детей к коллективному быту. Таким образом, школы, построенные на идеях педагогики инструментализма, не имели строгой системы предметов, учащимся давали только те знания, которые имели практическую пользу. Одними из важнейших школьных предметов Дьюи считал направленные на познание окружающего мира и общества географию и историю.
  • Огромную важность имеет общественная деятельность. Сущность педагогического процесса заключается не только в получении конкретных практических навыков, но и участие образовательного учреждения в социальной жизни общества. Ярким примером может послужить так называемая «производственная практика», где ученики могут получить опыт, а также применить и развить свои практические навыки, работая некоторый срок на определенном предприятии.
  • Активное использование «метода проектов» в процессе обучения. Сущность методики проектов заключается в том, что конкретная дидактическая цель достигается путем детальной проработки проблемы, результатом которой становится вполне осязаемый практический результат (проект). Проще говоря, ребенок получает некоторое задание, итогом выполнения которого должен стать некоторый практический продукт. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В ходе выполнения проектов развивается познавательная деятельность учащихся, настойчивость и самостоятельность. Разумеется, при выполнении того или иного проекта ребенку нередко потребуется помощь наставника – учителя.
  • Педагогика Дьюи предполагает активную деятельность преподавателя. Учитель должен обладать всесторонними знаниями своего предмета для максимально эффективной передачи знаний своим воспитанникам. Именно педагог определяет объем и последовательность подачи детям материала.
  • Образование должно быть непрерывным. Это означает то, что общество обязано постоянно обучаться, дообучаться и переобучаться вне зависимости от возраста. Постоянное развитие окружающего мира предполагает мгновенную реакцию общественности на малейшие изменения.
  • Игра – важнейшая составляющая процессов воспитания и обучения. Педагогика Дьюи предполагает при малейшей возможности включать в процесс обучения игровую деятельность, ведь именно посредством игры моделируются реальные жизненные ситуации. Помимо этого игра вносит в школьный быт разнообразие. Особую важность представляют ролевые игры как развивающие фантазию и позволяющие проявить себя.

Суть инструментальной педагогики Дьюи можно охарактеризовать как единство трех структур: учебы, труда и игры. Учащийся обретает опыт в процессе непрерывного взаимодействия с окружающим миром и создания разнообразных осязаемых объектов. При этом важно уделять максимум внимания желаниям и потребностям ребенка, не забывая и про формирование такого качества, как самостоятельность.

ребенок, практика, экспериментУ любой педагогической методики имеются как сторонники, так и противники. Разумеется, как и многая педагогическая теория, педагогика Дьюи в некоторых аспектах подвергалась критике. В качестве основных недостатков методики Дьюи выделяют:

  • снижение значимости научных знаний за счет отказа от «классической систематизации» учебных дисциплин;
  • риск снижения интеллектуальных возможностей ребенка за счет недооценки абстрактного и теоретического мышления.

Несмотря на выделенные недостатки, многие принципы педагогической методики Дьюи актуальны и на сегодняшний день. Небезызвестная организация ЮНЕСКО объявила Джона Дьюи одним из четырех величайших мыслителей педагогики XX века вместе с М. Монтессори, А.С. Макаренко и Г. Кершенштейнером.  Идея подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе не утрачивает свою важность и сегодня. В частности, метод проектов и производственная практика нередко используются в современных школах.

Text.ru - 100.00%




Комментарии к статье "Педагогика Дьюи и ее ключевые принципы"

  • Комментариев пока нет. Будете первым?

Добавить комментарий

*