Педагогическая методика Монтессори и ее особенности
Педагогическая методика Монтессори на сегодняшний день является, пожалуй, одной из наиболее известных воспитательно-развивающих систем. Разработанная в начале XX века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, методика получила поистине мировое признание – в 1988 году по объявлению ЮНЕСКО Монтессори была признана одним из четырех величайших педагогов XX века. Помимо М. Монтессори в «четверку великих» вошли Георг Кершенштейнер, Джон Дьюи и Антон Семенович Макаренко. Давайте разберемся, в чем же заключается сущность и особенности методики Марии Монтессори? Также попробуем определить преимущества и недостатки данной системы воспитания.
Предпосылки разработки методики
Мария Монтессори была одной из первых женщин-врачей в Италии. Будучи специалистом в области неврологических заболеваний и умственной отсталости, Мария постоянно работала с детьми с неврологическими и интеллектуальными патологиями и активно искала причины таких расстройств и методы помощи малышам. Поиски Марии не ограничивались лишь областями медицины, она упорно пыталась найти ответы в педагогике. Результатом поисков стало сенсационное заявление Монтессори на туринском конгрессе 1898 года о том, что нейропсихологическая патология у детей – проблема больше педагогическая, нежели медицинская. Доклад Марии произвел настолько сильное впечатление, что привел к образованию Римского ортофренического института (ортофрения – воспитание детей с дефектами), который возглавила Монтессори.
В качестве одного из основных инструментов для реализации своей методики Мария Монтессори применяла так называемые «дидактические материалы», направленны на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики: развивающие досочки, головоломки и проч. Наблюдая за успехами в развитии своих подопечных, Мария решилась на смелый эксперимент, тайком отправив некоторых своих учеников сдавать стандартные экзамены в начальную школу. Результаты экзаменов оказались просто невероятными: ученики школы Монтессори сдали экзамены по чтению, счету и письму гораздо успешнее своих здоровых сверстников. С одной стороны, это показало, что педагогическая методика Монтессори оказалась весьма успешной, с другой стороны, такие результаты свидетельствовали о несовершенстве «классической» системы образования для обычных детей. Сей факт подтолкнул Марию Монтессори на адаптацию своей методики для здоровых детей.
Сущность методики Монтессори
Методика Монтессори направлена, в первую очередь, на детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет. Ключевыми принципами системы являются:
- воспитание самостоятельности;
- сенсорное воспитание (слух, зрение, обоняние и т.п.);
- развитие мелкой моторики.
Система Монтессори не диктует определенные требования и программы. Каждый ребенок должен работать в удобном для себя темпе, занимаясь теми делами, которые ему интересны. Основными соперниками малыша становятся не сверстники, а только он сам и именно это считается основной причиной эффективного усвоения материала. Такой подход приводит к развитию любознательности и независимости.
«Помоги мне сделать это самостоятельно» – вот основной лозунг системы М. Монтессори. А это означает, что основная роль взрослого сводится к созданию среды для самообучения ребенка и аккуратной, ненавязчивой помощи в освоении малышом этой среды.
Ключевые принципы педагогики Монтессори
Суть педагогических взглядов Монтессори раскрывается в следующих суждениях:
- Ребенок – самостоятельный и активный субъект воспитательного процесса, имеющий абсолютную свободу выбора. Взрослый играет в данном процессе второстепенную роль. Он является скорее помощником, чем непосредственным наставником. Ключевая задача взрослого – заинтересовать ученика, стимулировав тем самым дальнейшее самостоятельное развитие. В образовательной среде Монтессори дети сами становятся учителями. Из-за того, что зачастую группы в системе Монтессори разновозрастные, старшие нередко становятся наставниками младших.
- Ребенок может ошибаться. Основная задача малыша – самостоятельно найти выход из критичной ситуации.
- Взрослый должен уважать каждого ребенка. Система Монтессори предполагает минимизацию указаний, запретов или критики.
- Ребенок должен свободно мыслить, чувствовать и действовать. Это – основной двигатель прогресса. Именно таким образом достигается полноценное саморазвитие.
- Для качественного развития ребенка следует организовать вокруг него специализированную среду и тщательно подобрать дидактический материал.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что все в системе Монтессори должно работать на развитие самостоятельности воспитанника. Основная задача воспитателя сводится к созданию условий для такого развития детей путем создания специализированной среды и подготовкой соответствующего дидактического материала. Помощь взрослого сводится, в большей степени, в стимуляцию заинтересованности ребенка.
Роль учителя в методике Монтессори
Может показаться, что взрослому практически нет места в педагогике Монтессори. Но это совсем не так! Взрослому необходимо, во-первых, провести огромную работу по созданию для детей полезной развивающей среды и подборе качественного дидактического материала. Во-вторых, взрослому периодически необходимо аккуратно проникать в эту среду для оказания помощи своим воспитанникам.
Основная задача взрослого – наблюдение. Педагог внимательно смотрит за детьми, чем они интересуются и какой материал выбирают. Постоянные наблюдения за детьми позволяют выявить их склонности и возможности и при необходимости внести аккуратные корректировки – увеличивая или уменьшая сложность заданий.
При первом обращении малыша к тому или иному дидактическому материалу взрослый демонстрирует ребенку, как правильно выполнить задание и пытается заинтересовать своего ученика. В дальнейшем ребенок занимается самостоятельно и вовсе необязательно следуя образцу взрослого. Методика Монтессори предполагает, что именно путем таких проб и ошибок и совершаются великие открытия. При этом система Монтессори настоятельно рекомендует свести к минимуму замечания и указания – это может демотивировать ребенка, что отрицательно скажется на его развитии.
Отметим, что равенство между взрослым и ребенком в системе Монтессори касается даже положения учителя в пространстве – глаза взрослого и ребенка должны располагаться на одном уровне.
Развивающая среда Монтессори
Методика Монтессори невозможна без специально подготовленной среды. Именно специализированная среда позволяет ребенку поэтапно развиваться, не прибегая к помощи взрослого.
У малышей есть неуемная потребность постоянно осваивать окружающий мир. У каждого ребенка есть стремление пощупать, понюхать или попробовать на вкус предметы вокруг себя. Таким образом, развитие интеллекта происходит не через абстрактные вещи, а через реальные ощущения, которые становятся основным инструментом познания. Поэтому окружающую среду нужно строить таким образом, чтобы она удовлетворяла потребностям ребенка. Грамотное построение среды предполагает, что любой предмет в ней становится неким учебным пособием.
Как правило, развивающая среда разделяется на 5 областей:
- Сенсорная область – обустраивается с целью воздействия на органы чувств ребенка. В такой области ребенок учится осознавать размеры предметов, их формы и величины.
- Область повседневных упражнений, обустроенная для развития навыков самостоятельного ухода ребенка за собой и своими вещами.
- Область родного языка, направленная на развитие понимания букв, слов и правил формирования речи.
- Область математики, где ребенок учится считать, а также понимать цифры и числа, состав чисел и элементарные арифметические операции.
- Область космического воспитания, спроектированная для познания окружающего мира в областях биологии, географии, астрономии, физики, истории и прочих сфер познания.
Классы для занятий по системе Монтессори не похожи на «классические» учебные классы – в них нет стандартных парт, есть лишь коврики и небольшие столики со стульчиками.
Дидактический материал
Немаловажную роль в системе Монтессори играет дидактический материал. По большому счету дидактическим материалом может считаться практически любой бытовой предмет: кружка, сито, крупа, ложка и т.п. Помимо этого существуют так называемые «классические монтессори-материалы»: коричневая лестница, цветные катушки, красные штанги, шумовые цилиндры, розовая башня и проч.
Работа с дидактическим материалом согласно методике Монтессори предполагает совершенно определенную последовательность действий:
- Ребенок выбирает материал, который ему интересен и с которым он будет играть.
- Ученик готовит свое рабочее место для занятий с выбранным материалом.
- Ребенок занимается с выбранным материалом.
- Этап контроля и коррекции ошибок.
- Как только малыш закончил играть с материалом, ребенок обязательно должен вернуть его на свое исходное место.
Также для индивидуальных занятий с дидактическим материалом существуют определенные правила:
- Материал должен быть расположен в свободном для ребенка доступе – желательно не выше уровня глаз. Такое расположение побуждает малыша к действию.
- Чтобы ученик мог сосредоточиться на своем занятии, следует придерживаться правила «один ребенок – один материал».
- Необходимо воспитывать аккуратность при работе с материалом. Отсюда важной ролью взрослого становится аккуратное объяснение основных принципов правильной работы с материалом.
- Приветствуется самостоятельность ребенка при работе с материалом.
- Во время занятий не стоит передавать материал из рук в руки.
- Работу ребенка с дидактическими материалами следует постепенно усложнять.
- По окончании работы ребенку нужно обязательно вернуть материалы на место.
Основные недостатки методики Монтессори
Любая педагогическая система, какой бы идеальной она не казалась, имеет свои «подводные камни». И методика Марии Монтессори тому не исключение. В качестве основных недостатков системы можно определить:
- Демократичность системы Монтессори нередко создает препятствия к привыканию ребенком к требованиям классического детского сада или школы.
- Методика Монтессори недооценивает роль игры в воспитании ребенка. В частности, в педагогической системе Монтессори напрочь отсутствуют ролевые и подвижные игры.
- Минимальное влияние авторитета учителя на педагогический процесс может привести к тому, что дети не будут уважать педагога-наблюдателя.
- Занятия по чтению отрицают такую форму литературы, как сказки. Мария Монтессори считала, что сказки уводят детское сознание от реальности. Но при этом зачастую именно посредством сказок у малышей формируются первичные представления о мире и отношениях и, в частности, о таких понятиях, как добро и зло.
- Методика Монтессори направлена исключительно на развитие интеллекта и сенсорных чувств – в ней нет места творчеству. Творчество, по мнению итальянского врача-педагога, препятствует умственному развитию ребенка. Между тем, ограничение детской фантазии может отрицательно сказаться на эмоциональном развитии ребенка.
- Самостоятельность ребенка, пропагандируемая системой Монтессори, имеет риск обернуться в форму одиночества. Ограждение ребенка от контактов с другими детьми в процессе работы с дидактическим материалом может быть чревато отставанием в социальном развитии малыша.
Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного? Педагогическая методика Монтессори, несомненно, хороша и подтверждение тому – факт признания ЮНЕСКО М. Монтессори в качестве одного из четырех величайших мыслителей педагогики XX века наряду с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и А.С. Макаренко. В то же время система Монтессори не лишена и недостатков. Поэтому многие педагоги не рекомендуют применять такой подход в «чистом виде». Развивая интеллектуальные способности ребенка, не стоит забывать и про такие вещи, как творческое развитие и социальное воспитание.
Рекомендуем также прочитать
Комментарии к статье "Педагогическая методика Монтессори и ее особенности"
- Комментариев пока нет. Будете первым?
Добавить комментарий