Детская лень: основные причины
Почему ребенок отказывается делать уроки или собирать за собой разбросанные по всей квартире игрушки? Что это – лень или, быть может, у малыша есть веская причина для такого протеста? Попробуем разобраться, какие же причины стоят за постоянными отказами ребенка и есть ли какие-либо «лекарства» против детской лени?
Начнем с того, что, как утверждают психологи, такого понятия, как «лень» в психологии не существует. За этим термином обычно прячутся некие другие проблемы, побуждающие ребенка на отказ от тех или иных просьб и поручений.
Недостаток мотивации
«Зачем?» – вот один из ключевых вопросов, который мы слышим от нашего чада в ответ на наши поручения. И одна из основных задач родителей – найти подходящий ответ на этот вопрос… Именно подходящий… И не только вам, но и ребенку. Не стоит забывать о том, что многие доводы, весомые для вас, могут оказаться пустым звуком для вашего малыша. Например, едва ли вы заставите ребенка надевать очки, трактуя это как необходимую меру для улучшения зрения.
Рассматривая приведенный выше пример, стоит также отметить, что в дошкольном возрасте отсроченный результат в принципе не является мотивацией. Лишь с подросткового возраста ребенок может вдохновиться отдаленной перспективой, но и то лишь в том случае, если она ему действительно интересна.
Исходя из сказанного, мы понимаем, что для того чтобы ребенок мог исполнять ваши желания, его нужно замотивировать. Однако проблема в том, что готовых и проверенных рецептов для этого нет. Родителям все равно придется самостоятельно и индивидуально подбирать ключики к своему малышу.
Неприязнь к поручению
Неприязнь или фобия тоже нередко являются причинами отказа ребенка от родительских заданий. Например, малыш может отказываться идти мыть руки самостоятельно, потому что боится, что кран может страшно «фырчать» или резко «плюнуть водой», может отказаться принести что-нибудь из своей комнаты, потому что в коридоре выключен свет – подобных причин может быть тысячи…
Отказ может порождаться не только страхом, но и простой неприязнью – девочка не хочет помогать маме мыть пол, потому что не хочет брать в руки грязную тряпку, мальчик отказывается помогать маме нести сумку с покупками, потому что она тяжелая и т.д.
Основная проблема в том, что дети не способны давать точную характеристику своим чувствам, поэтому им гораздо проще сказать, что им лень, нежели описать такие эмоции, как «неприятно», «тяжело», «обидно».
Увлечение собственным делом
Родители нередко упрекают своих чад, когда те не могут оторваться от игрушек ради того чтобы заниматься «общественно полезными делами». Что это – безделье или просто увлечение своим делом? Увлеченного человека очень трудно оторвать от своего занятия, и касается это не только детей, но и взрослых. Попробуйте, например, оторваться от любимого сериала ради того, чтобы сделать уборку или приготовить обед. Даже если и заставите себя сделать это, то, согласитесь, с большой неохотой.
Ребенок тоже личность и имеет право на свои хобби. Попытайтесь уважать интересы и увлечения своего малыша, только так он может научиться адекватно реагировать на просьбы других.
Лень как язык общения с мамой
Как ни странно, но лень – это один из способов привлечения внимания родителей. Малыш еще не понимает всех нюансов понятия «лень», зато отлично знает, что, когда он отказывается убрать раскиданные игрушки, мама обязательно уделит ему внимание: сначала будет долго общаться с ним (пусть и в сугубо воспитательных целях), а затем даже сядет рядом и поможет навести порядок.
То же самое касается и школьников. Ведь иногда единственное средство пообщаться с любимой мамой – это нежелание самостоятельно делать уроки. В такой ситуации мама волей-неволей будет вместе с ребенком решать задачки, читать учебники и даже делать поделку на конкурс.
Выходит, что ребенок находит в лени психологическую выгоду. Ведь если бы он сразу беспрекословно навел порядок в своей комнате или сделал уроки, то наверняка получил бы в ответ лишь скупую похвалу. В ситуации же, когда ребенок бездействует, он, наоборот, получает в ответ яркую эмоциональную отдачу, пусть и в негативных оттенках. И именно в такие моменты он – эпицентр внимания и пуп земли, а ведь этого-то малыш и добивается.
Поэтому не стесняйтесь давать эмоциональную отдачу своему ребенку за его успехи. Яркая отдача – путь к новым достижениям.
Плохое самочувствие
Иногда родители настолько зациклены на своих поручениях, что даже не замечают, что ребенок может отказываться от заданий по причине плохого самочувствия. Поэтому, прежде чем окрестить ребенка ленивцем, убедитесь, что он бодр и энергичен.
Отсутствие настроения
Отсутствие настроения, хоть и весьма сомнительно звучащий аргумент, но и он вполне реален. На улице хмурая погода, ребенок поссорился в школе с лучшим другом, да или просто настолько устал, что ему просто не хочется идти на кружок или помочь маме помыть посуду, ему хочется просто полежать на диване перед телевизором или уткнувшись в смартфон.
В таком поведении нет ничего страшного, и оно не делает ребенка неисправимым лентяем. Согласитесь, такое поведение может быть характерно и для родителей. Ведь если у вас нет настроения, чтобы сделать уборку, то можете отложить это занятие на потом. Почему же тогда ребенок не имеет на это права?
Дефекты развития школьных навыков
У ребенка не получается выводить буквы, он постоянно допускает орфографические ошибки и не может решить простую задачку? Он не способен выучить небольшое стихотворение? Оказывается, этому виной могут быть вполне объективные причины.
Психологи выделяют ряд специфических дефектов развития простейших школьных навыков:
- дисграфия – сложность в овладении письмом;
- дислексия – проблемы с чтением, путанность чтения, непонимание содержания;
- дискалькулия – проблемы с элементарной математикой, неспособность произвести простейшие арифметические операции;
- СДВГ – проблемы с концентрацией внимания и гиперактивность.
Наличие того или иного дефекта у ребенка вовсе не означает отсутствие общей способности к обучению, а также не указывает на глобальные проблемы с интеллектом – как правило, перечисленные проблемы проявляются сугубо самостоятельно.
Торгуйтесь!
Как же поступать родителям, когда ребенку недостает мотивации сделать что-то необходимое? Первые помощники в этом дела – правила. И ребенок уже исполняет некоторые общественные правила, ведь именно они заставляют его ходить каждый день в садик или школу. Точно также надо аккуратно вводить и «домашние» правила – мыть после себя посуду, убирать игрушки и т.п.
Кроме того, в такой ситуации можно торговаться с ребенком, давая ему некий стимул. Например, сделал уроки – остается время посмотреть мультики, помог маме – у нее появляется время на совместную игру и т.д.
Рекомендуем также прочитать
Комментарии к статье "Детская лень: основные причины"
- Комментариев пока нет. Будете первым?
Добавить комментарий