Психологические тайны детского рисунка

Практически для любого ребенка рисование – одно из любимейших творческих увлечений. При этом психологи твердо уверены, что детский рисунок – это не только искусство, но и речь ребенка, своеобразное зеркало души. Считается, что с помощью карандаша и бумаги ребенок сможет рассказать о своих чувствах и переживаниях гораздо больше, нежели в самой откровенной беседе со взрослым. О чем же может сказать нам детский рисунок, если оценить его глазами психолога? Допустим, сынишка нарисовал себя вооруженным до зубов. Он нуждается в защите? А как трактовать рисунок, на котором малыш изобразил себя лежащего в кроватке? Может, он заболел? Или просто устал?


Психологические особенности возраста

психологические особенности детского рисункаЕсли вы решили провести психологический анализ изобразительного творчества вашего чада, то первым делом следует учитывать возраст малыша. Ребенок до трех лет только начинает знакомиться с волшебным миром рисования, поэтому основными элементами его самовыражения на бумаге являются всякие «каляки-маляки» и простейшие геометрические фигуры: линии, кружки, треугольники. Разумеется, прочитать идею такого творения юного художника весьма сложно, да и, наверное, бессмысленно.

Ближе к четырем годам основным идейным вдохновителем детского изобразительного творчества становится человек. Поэтому на бумаге все чаще вырисовывается «палка, палка, огуречек». Основными персонажами рисунков становятся близкие малышу люди – мамы, папы, друзья и подружки.  Первые детские рисунки людей выглядят как овалы с палочками, поэтому проводить психологическую трактовку таких «художеств» все еще сложно.

Начинать психологический анализ картин вашего малыша можно начиная с 5-6-летнего возраста. Именно в этот период у картинок начинает появляться замысел. Малыш пытается изобразить мимику в виде улыбочек или грустных мордашек, уделяет внимание окружению (вырисовывает травку, солнышко, домик и т.п.) и поведению персонажей своего рисунка. Ближе к школьному возрасту ребенок начинает обращать внимание на такие мелочи, как шея, пальчики и одежда и старательно выводит их в своих рисунках. Этот факт указывает нам на гармоничное развитие крохи.

Анализ структуры рисунка

Лучшим рисунком для психологического анализа является семейный портрет. Предложите малышу изобразить свою семью. При этом желательно, чтобы все участники занимались каким-либо делом. Пока малыш творит свою картину не стоит отвлекать его вопросами и комментариями. Когда кроха закончит свое произведение, спросите у него, кто изображен на рисунке и чем заняты его герои.

ребенок рисуетВесьма точно прочитать детский рисунок помогут собственные эмоции и впечатления, которые вызывает продукт детского творчества. Нередко общее впечатление от картины можно описать всего одним термином, используя такие понятия, как «веселый – грустный», «яркий – бледный», «добрый – агрессивный» и т.п.

Родителям бывает затруднительно самостоятельно проанализировать рисунок своей крохи. Например, они всячески пытаются отыскать позитивные элементы в «грустном» рисунке и проч. В таком случае можно привлечь к анализу «независимых экспертов», например, других заинтересованных родителей.

Рассматривая детский рисунок, оцените расположение его персонажей. Обычно самого любимого и уважаемого члена семьи ребенок изображает рядом с собой. Самого «неприятного» родственника ребенок обычно рисует вдалеке от себя или исключает из рисунка вовсе. Однако, проводя такой анализ, стоит учитывать, что малыши живут сиюминутными эмоциями и переживаниями, поэтому рисунок может носить негативный характер, если малыш обижен, а папа может отсутствовать на картине не только потому, что часто грубит малышу или обижает его, а просто в связи с тем, что уехал на работу или в командировку. Поэтому, чтобы построить более-менее объективную психологическую картину эмоционального фона малыша, надо рассмотреть не один и не два рисунка.

Рассматривая детский рисунок, следует обратить внимание и на ориентацию его персонажей – считается, что расположение героя спиной или в профиль считается негативным.

Важные мелочи

Чтобы всесторонне оценить детский рисунок необходимо обращать внимание на все его мелочи. Например,

  • изображение всех членов семьи, объединенных общим занятием, говорит о благоприятных отношениях внутри семьи, о сплоченности всех ее членов;
  • изображение ребенка вдали от остальных говорит о его изолированности, чувстве одиночества;
  • если брата или сестру малыш рисует крупнее себя, возможно, он пытается сказать вам, что тот занимает слишком много места в жизни мамы или папы;
  • если на картине отсутствует сам юный художник, то возможно, он показывает вам, что ему «нет места» в семейных отношениях, тем самым призывая обратить на себя внимание;
  • одним из признаков агрессии является изображение оружия, агрессивной позы, акцент на кулаках, ногтях или зубах. Родителям стоит задуматься, почему ребенок решил таким образом продемонстрировать свою силу.

Манера рисования

О многом может сказать родителям и манера письма юного художника. Например,

  • частые исправления говорят о повышенной тревожности малыша. Преувеличенное изображение глаз героев рисунка также может свидетельствовать о том, что малыш чего-то боится;
  • тщательно прорисованные костюмы и украшения указывают на стремление малыша быть замеченным, тягу к эффектности;
  • если контуры изображения строятся из мелких штришков, то это говорит о нерешительности малыша;
  • очень тусклые контуры рисунка, признаки слабого нажима на карандаш говорят о быстрой утомляемости крохи, повышенной эмоциональной чувствительности и психологической неустойчивости;
  • слишком мелкие фигуры, смещение композиции к краям листа указывают на то, что ребенок не верит в свои силы. Не исключено, что родители предъявляют малышу непосильные требования, слишком строги с ним;
  • огромный рисунок, не умещающийся на листе, указывает на неуемную энергию малыша, иногда это признак агрессии;
  • небрежный, размашистый рисунок с недоведенными до конца линиями говорят об импульсивности художника.

Цвета и эмоции

цветные карандашиНередко раскрыть эмоциональное состояние ребенка позволяет и цветовая гамма, преобладающая в рисунке. Например, преобладающий желтый цвет говорит о позитиве и любознательности ребенка, фиолетовый – признак фантазии и интуиции, зеленый указывает на уравновешенность и независимость, красный – на возбудимость и силу воли, иногда на агрессивность, серый – признак равнодушия, коричневый – медлительности, черный – подавленности и протеста и т.п.

Обычно для своих художеств малыши используют порядка 4-5 цветов. Психологи считают, что чем шире палитра рисунка, тем жизнерадостнее и эмоциональнее малыш.

TEXT.RU - 100.00%




Комментарии к статье "Психологические тайны детского рисунка"

  • Комментариев пока нет. Будете первым?

Добавить комментарий

*